Владивостокская таможня переложила груз ответственности на стивидоров

Владивостокская таможня переложила груз ответственности на стивидоров

Владивостокская таможня убедительно призвала операторов контейнерных терминалов Приморья помочь ей в ускорении контроля грузов с помощью мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (МИДК). Чтобы сократить время прохождения контроля, приморские стивидоры должны выделить площадки, предназначенные для подготовки контейнеров к сканированию, сообщила пресс-служба Владивостокской таможни.

В ходе совещания с операторами морских терминалов и.о. первого замначальника таможни Алексей Кузьмин объявил, что процесс подачи контейнеров на МИДК идет неравномерно и с перебоями. Он подчеркнул, что ни один контейнер, попадающий под риски, не избежит контроля, если своевременно не будет выставлен на осмотр МИДК, значит, будет проведен более затратный по времени осмотр или досмотр, а нарушители понесут административную ответственность по статье 19.4 КоАП.

Однако решение о форме таможенного контроля принимает  система управления рисками, а не и.о. замглавы таможни. С какой стати контейнер, пропустивший очередь на ИДК, должен отправляться на таможенный досмотр? Процедура, как отметил Алексей Кузьмин, более длительный и, стало быть, более затратный для импортера. В статье административного кодекса, которой пригрозил таможенник, речь идет о неповиновении законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, так что наказывать, очевидно, будут стивидоров, не воплотивших в жизнь идею таможни.

«В ходе обсуждения операторам морских терминалов предложено обеспечить исполнение требований по выставлению контейнеров на площадку МИДК, в том числе выделению площадок, предназначенных для подготовки контейнеров к сканированию. О принятых мерах представители терминалов должны уведомить руководство таможни письменно», − сказано в сообщении таможни.

Остается загадкой, какие такие специальные площадки нужны Владивостокской таможне. МИДК, несмотря на свою подвижность, не может болтаться по территории порта как неприкаянный. В соответствии с приказом ФТС № 2354, таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК (аналогично МИДК) проводится в рабочей зоне ИДК (МИДК), размеры которой должны совпадать с размерами зоны досмотра, установленной эксплуатационной документацией и санитарно-эпидемиологическим заключением на ИДК.

Рабочая зона МИДК, производимого компанией Smith Detection – таможенным поставщиком рентгеновского оборудования, – горизонтальная поверхность размером 36х29 метров (разнится в зависимости от модели). МИДК есть и в портах Усть-Луга, Санкт-Петербург, но здесь не возникает проблем с «неритмичной» подачей грузов.

Руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска (МПП) Координационного совета при Комитете Госдумы по транспорту Владимир Коростелёв отмечает, что многочисленные поездки наших таможенников в передовые порты Гамбург и Роттердам «для обмена опыта» ни к чему не привели. Там контейнеры не гонятся массово на МИДК, контроль осуществляют на выезде из порта:

«Сканирование (в европейских портах – прим. ред.) осуществляется при вывозе контейнера с терминала транспортом грузополучателя − причем выборочно (менее 1%), а выбор осуществляется по автоматической команде СУР без участия местного таможенного инспектора со скромной зарплатой, как бы ему ни захотелось «углубить контроль и просканировать», − говорит эксперт.

К сожалению, в России такой подход невозможен в силу установленного порядка и последовательности совершения таможенных процедур. Профиль риска срабатывает в момент подачи декларации импортером или уполномоченным лицом, и решение о выпуске принимается по результатам проведения таможенного контроля. Чтобы проходить МИДК на выезде из порта, импортер (экспедитор) должен иметь на руках решение о выпуске товара.

Чтобы изменить существующую систему и действительно ускорить процесс контроля, а также сократить затраты участника ВЭД (за внутрипортовые перемещения грузов стивидоры тоже взымают деньги, транспортировка на ИДК стоит порядка $250) ФТС нужно не меньше, чем прямое указание президента, – иначе зачем напрягаться? Можно велеть стивидорам создать какие-то там площадки и в случае чего снять с себя ответственность за провал.

Доставка и перевозка грузов, товаров из Китая в Россию. Оформление документов для таможни
88001000278